Сооружение в Балаклавской бухте является подземным защищенным комплексом по ремонту и укрытию средних подводных лодок проекта 613. Начало строительства объекта: лето 1957 г, окончание в 1961 г. Согласно первоначальному проекту, объект должен были состоять из четырех сухих доков и судоремонтного завода, где одновременно могли ремонтироваться четыре средние подводные лодки. По окончательному проекту, построили завод и только один док. Соответственно уменьшилось и число укрытий для подводных лодок. (Одновременно в нем могло поместится до 7 подводных лодок проектов 613, 613В, 644 и А615.)
Инфраструктура подземного комплекса позволяла автономно осуществлять ремонт лодок, выпуская их периодически через специальный шлюз прямо в море, а также использоваться как бомбоубежище для примерно тысячи человек.
В военное время в объекте предусматривалось развертывание госпиталя на 50 коек. В 1967 г. в подземных выработках объекта оборудовали защищенный командный пункт 14-й дивизии подводных лодок, совместно с узлом связи.
Из Балаклавской бухты подводная лодка, своим ходом зайдя в начало канала, после прохождения батопорта перемещалась специальной системой тросов, лебедок и крутящихся барабанов.
Канал длиной 506 м проходит насквозь через гору. Ширина канала от 6 до 12 м, глубина 6-8 м. Рядом с каналом размещалась производственная потерна длиной 300 м. Подземный сухой док судоремонтного завода имеет длину 70 м, ширину 10 м и глубину 7,5 м. Максимальный диаметр основной части канала 22 м. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался многотонным плавучим батопортом. Батопорт поддували воздухом, и он всплывал осуществляя изолирование выработок объекта. Точно такой же батопорт, но меньшего размера, был установлен в подземном сухом доке. Подводная лодка вводилась в док в надводном положении, батопорт закрывался, воду откачивали, и можно было приступать к ремонту лодки.
Противоатомная стойкость комплекса средняя. Его защищенность позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью не более 100 килотонн, при ударе со стороны порталов.
Канал и док имели дугообразную форму, что облегчало обслуживание стоящих в них подводных лодок. В одной стороне канала работали специалисты обеспечивавшие загрузку торпед, а в противоположной находился цех, где торпеды готовили к использованию (в частности, заряжали кислородом.) Затем по рельсам на тележках торпеды доставлялись в любую часть канала для загрузки на подводные лодки.
Кроме загрузки боезапаса подводные лодки могли подзарядить свои аккумуляторные батареи, для чего в комплексе стояли мощные дизель-генераторы. Осуществлялся подвод воды и солярки. Таким образом, подводная лодка, придя с боевой службы, могла пройти все необходимые виды техобслуживания и ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса. В среднем подводная лодка находилась в доке до месяца.
Штатная численность персонала: около 100 человек - промышленно-производственный персонал, 38 доковых рабочих и 42 человека входили в состав группы технических систем, которые обслуживали инженерные системы объекта. 47 человек подразделения ВОХР несли службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.
Общая подземная площадь всех помещений комплекса составляла 11 тыс. кв. м.
Южнее, рядом с подземным каналом, был построен спецсклад - хранилище для ядерных боеприпасов. В северной части - защищенное хранилище для топлива, в виде подземных вертикальных емкостей, позволяющих хранить до 4 тыс. т нефтепродуктов.
Западный выход из объекта закрывался специальным сооружением, состоящим из сборных железобетонных плит шириной 2 м, длиной 10 м и высотой 7 м.
В настоящее время, в основной части комплекса организована экспозиция мемориально-музейного типа.
2. Тот самый батопорт
3. Сочные гермы комплекса, только ради них стоит заплатить 25грн за вход
4. "Рудник цветных металлов" который годами снабжал предприимчивых жителей Балаклавы финансовыми средствами.
5. Основной канал, атмосфера похожа на декорации из игрушки "Возвращение в замок Вольферштейн" начала 2000х)
6.
7.
8.Противоскольные потолки и оборотный круг для вагонеток с спец Б.Ч.
9.
10.
11.
12.
general-kosmosa.livejournal.com
Инфраструктура подземного комплекса позволяла автономно осуществлять ремонт лодок, выпуская их периодически через специальный шлюз прямо в море, а также использоваться как бомбоубежище для примерно тысячи человек.
В военное время в объекте предусматривалось развертывание госпиталя на 50 коек. В 1967 г. в подземных выработках объекта оборудовали защищенный командный пункт 14-й дивизии подводных лодок, совместно с узлом связи.
Из Балаклавской бухты подводная лодка, своим ходом зайдя в начало канала, после прохождения батопорта перемещалась специальной системой тросов, лебедок и крутящихся барабанов.
Канал длиной 506 м проходит насквозь через гору. Ширина канала от 6 до 12 м, глубина 6-8 м. Рядом с каналом размещалась производственная потерна длиной 300 м. Подземный сухой док судоремонтного завода имеет длину 70 м, ширину 10 м и глубину 7,5 м. Максимальный диаметр основной части канала 22 м. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался многотонным плавучим батопортом. Батопорт поддували воздухом, и он всплывал осуществляя изолирование выработок объекта. Точно такой же батопорт, но меньшего размера, был установлен в подземном сухом доке. Подводная лодка вводилась в док в надводном положении, батопорт закрывался, воду откачивали, и можно было приступать к ремонту лодки.
Противоатомная стойкость комплекса средняя. Его защищенность позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью не более 100 килотонн, при ударе со стороны порталов.
Канал и док имели дугообразную форму, что облегчало обслуживание стоящих в них подводных лодок. В одной стороне канала работали специалисты обеспечивавшие загрузку торпед, а в противоположной находился цех, где торпеды готовили к использованию (в частности, заряжали кислородом.) Затем по рельсам на тележках торпеды доставлялись в любую часть канала для загрузки на подводные лодки.
Кроме загрузки боезапаса подводные лодки могли подзарядить свои аккумуляторные батареи, для чего в комплексе стояли мощные дизель-генераторы. Осуществлялся подвод воды и солярки. Таким образом, подводная лодка, придя с боевой службы, могла пройти все необходимые виды техобслуживания и ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса. В среднем подводная лодка находилась в доке до месяца.
Штатная численность персонала: около 100 человек - промышленно-производственный персонал, 38 доковых рабочих и 42 человека входили в состав группы технических систем, которые обслуживали инженерные системы объекта. 47 человек подразделения ВОХР несли службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.
Общая подземная площадь всех помещений комплекса составляла 11 тыс. кв. м.
Южнее, рядом с подземным каналом, был построен спецсклад - хранилище для ядерных боеприпасов. В северной части - защищенное хранилище для топлива, в виде подземных вертикальных емкостей, позволяющих хранить до 4 тыс. т нефтепродуктов.
Западный выход из объекта закрывался специальным сооружением, состоящим из сборных железобетонных плит шириной 2 м, длиной 10 м и высотой 7 м.
В настоящее время, в основной части комплекса организована экспозиция мемориально-музейного типа.
2. Тот самый батопорт
3. Сочные гермы комплекса, только ради них стоит заплатить 25грн за вход
4. "Рудник цветных металлов" который годами снабжал предприимчивых жителей Балаклавы финансовыми средствами.
5. Основной канал, атмосфера похожа на декорации из игрушки "Возвращение в замок Вольферштейн" начала 2000х)
6.
7.
8.Противоскольные потолки и оборотный круг для вагонеток с спец Б.Ч.
9.
10.
11.
12.
general-kosmosa.livejournal.com